воскресенье, 22 января 2023 г.

Этикет (23.01-27.01)

 


  • Напомните ребёнку, что ПОСУДА – это хозяйственные предметы, предназначенные для еды, питья, приготовления пищи и хранения продуктов.
  • Рассмотрите посуду, которая есть у вас дома. Сходите на экскурсию в магазин

      « Посуда»;

  • Обогащайте и активизируйте словарь ребенка за счет:

        слов – названий  предметов-  поднос, половник, солонка, маслёнка, хлебница, сахарница, дуршлаг, чашка, блюдце, кружка, стакан, кастрюля, чайник, сервиз;

          железо, стекло, фарфор, глина, пластмасса, картон, чугун, сталь

          слов признаков -   чайна, столовая, глубока, мелкая, большая,  маленькая, острый, длинный- короткий, круглый, прямоугольный, квадратный, гладкий, граненый, стеклянный, глиняный, фарфоровый, железный, чугунный;

        слов действий -  накрывать, подавать, ставить, убирать, складывать, сушить, вытирать, чистить, разбить, купить, продать.

  • Побеседуйте о назначении посуды.   Прочитайте ребёнку стихотворение

                      « Для чего нужна посуда?»

Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке

Или грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду

Нам различная посуда:

На нее еду кладут,

Из нее едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд-

Варят, жарят и пекут!

  • Обратите внимание ребёнка на части посуды и материалы, из которых она сделана.
  •  Поиграйте с ребёнком в игру с мячом  « Какой? Какая? Какие?»:

ложки  (какие?) – серебряные                             тарелки ( какие?) – фарфоровые

кастрюля ( какая?) – эмалированная                  ваза ( какая? ) – хрустальная

нож ( какой?) – металлический                           поднос ( какой?) – пластмассовый

кувшин ( какой?) – стеклянный                          блюдо ( какое?) – фаянсовое

  • Прочитайте ребёнку стихотворение К.Чуковского « Федорино горе».       Выясните, какие названия  посуды запомнил ребёнок.

  • Расскажите ребёнку, что посуда бывает  чайной, кофейной, столовой, кухонной.  Пусть он подберет по несколько названий посуды каждого вида.  

  • Потренируйте ребёнка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать : нож,  лож-ка,  ковш,  вил – ка,  чаш – ка,  та- рел- ка, каст – рю – ля,   по – ва – реш- ка.

  • Предложите ребёнку прослушать потешку, а затем перечислить названия посуды, прозвучавшие в ней:

У нашего  Вовки на блюдце морковка.

У нашей Акульки картошка в кастрюльке.

У нашей Наташки  смородина в  чашке.

Ну а у Валерки грибочки в  тарелке.

А теперь ты не зевай и посуду называй.

  • Выполните с ребёнком упражнение « Посуда» для развития  творческого воображения и координации речи с движением:

Вот большой стеклянный чайник            ребёнок надувает « живот», одна рука Очень важный, как начальник                 на поясе, другая изогнута, как носик.

Вот фарфоровые  чашки,                               приседает, одна рука на поясе;

Очень хрупкие  бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца                          кружатся, рисуя руками круг

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки-                          потягиваются, руки вверх, сомкнуть над Голова на тонкой ножке.                       головой

Вот пластмассовый поднос-                 развести руки в стороны

Он посуду нам принёс

  • Подберите слова действия к предметам:

Чайник ( что делает? что с ним делают?)  – стоит, наливают, выливают, доливают, моют, сушат, чистят, вытирают

Сахарница – кладут, высыпают, берут, насыпают, рассыпают …

Чашка – пьют, наливают, разливают, выпивают, моют …

  • Поиграйте с ребёнком в игры:

« Назови ласково» ( уменьшительно –ласкательное существительное)

чашка – чашечка          тарелка – тарелочка

блюдце – блюдечко      кастрюля – кастрюлечка

ковш – ковшичек          сковорода – сковородочка

« Что с чем?»    ( усвоение творительного падежа с предлогом )

чайник … ( с носиком )              кастрюля … ( с крышкой)

тёрка … ( с дырками )                тарелка … ( с донышком)

сковорода …( с ручкой)

« Из чего?» ( усвоение родительного падежа существительного с предлогом)

суп наливаю из … ( кастрюли)

мясо беру из … ( сковороды)

чай наливаю из …  ( чашки)

рис ем из … ( тарелки

воду наливаю из … ( ведра)

« Чего не бывает?»

Не бывает  чайника без … ( носика)

Не бывает тёрки без … ( дырочек)

Не бывает кастрюли без … ( крышки )

Не бывает ножа без … ( лезвия)

« Где живут продукты?»

сахар живет в … ( сахарнице)

соль живет в … ( солонке)

сухари живут в … ( сухарнице)

масло живет в … ( масленке)

чай живет в … ( чайнике)

кофе живет в … ( кофейнике)

селёдка живет в … ( селёдочнице)

салат живет в … ( салатнице)

« Сделай и расскажи» ( ребёнок выполняет инструкцию и рассказывает о своих действиях):

Поставь чашку на блюдце.  ( Я поставил чашку на блюдце )

Возьми чашку с блюдца     ( Я взял  чашку с блюдца )

Поставь чашку возле блюдца.   ( Я поставил чашку возле блюдца )

Поставь чашку справа от блюдца  ( Я поставил чашку справа от блюдца)

« Посчитай посуду»

Один ( одна)  нож       вилка        чашка       поднос    кастрюля

Два  ( две )     ножа        …              …             …               …

Пять               ножей      …              …              …               …  

« Четвёртый лишний»

Кастрюля, хлебница, сковорода, миска ( в хлебнице не готовят пищу)

Чашка, стакан, кружка, вилка  ( вилка не предназначена для питья)

Ложка, вилка, нож, кастрюля ( кастрюля к столовым приборам не относится)

чайник, ведро, самовар, чашка  ( ведро к чайной посуде не относится )

  • Учите ребёнка сравнивать:
  • Чем кувшин отличается от бутылки?
  • В чем различия чашки, кружки и стакана? Чего нет у стакана?
  • Чем отличается кухонный нож от столового?
  • Чем похожи,  чем отличаются чайник от самовара?
  • Чем банка отличается от бутылки?
  • Чем отличается чайная ложка от столовой?
  • Чем миска отличается от тарелки?
  • Почему ложка не может выполнять работу вилки?

  • Выучите с ребёнком стихотворение:

Жила – была посуда:

Чайник, чашка и блюдо,

Ножик,  вилка и ложка,

Кастрюля и поварешка.

Посуда дружила с едой,

Посуда дружила с водой

И с человеком дружила,

Её она вкусно кормила.

  • Составьте с ребёнком рассказ – описание о предмете посуды по плану:
  •  название предмета посуды;
  • из каких деталей она состоит?
  • из чего изготовлена?
  • для чего эта посуда предназначена?
  • какие бывают виды этой посуды?

  • Поупражняйте ребенка в отгадывании загадок:

Он из стали и прекрасно                                 У нее зубцы стальные

Режет овощи и мясо.                                            Длинные и острые

Только лезвие не трожь.                                         Ею подцеплять куски

Ну, конечно, это …    ( нож )                                  Очень даже просто нам.   ( вилка)

Он – пузатый  великан,                                  На кухне ей всегда почет,

У него не нос, а кран.                                            Она и жарит и печет,

От него исходит жар.                                             Не приготовить нам еды

Что же это….  ( самовар)                                       Без кухонной   …. ( сковороды)

На кухоньке нашей                                         Для нас она необходима,

Мы варим в ней кашу,                                            Ведь пищу из нее едим мы.

Картошку, бульоны,                                           Глубокая и мелкая

Супы, макароны.   ( кастрюля)                              Зовут ее …. ( тарелкою)

Лишь для хлеба создана,                                 Ее за ручку мы берем,

Бережет его она. ( хлебница)                                  Чай, кофе из нее мы пьем. (чашка)

Сел за стол я и копаю                                     Она из стекла, из пластмассы, металла

Маленькой лопаткою.                                             Продукты хранить нам всегда помогала:

Инструмент я окунаю                                             Повидло и джемы, сироп и варенье,

В борщ, в повидло сладкое.                                    Крупу и муку, маринад и соленья

Что лопатка зачерпнет,                                                                                ( банка)

Отправляю прямо в рот:

Кашу, торт, бульон, окрошку…                     Имеет хобот, а не слон,

Знают все, что это … ( ложка)                               Он чашкам отдает поклон.  ( чайник )




Комментариев нет:

Отправить комментарий