Напомните ребёнку, что ПОСУДА – это хозяйственные предметы, предназначенные для еды, питья, приготовления пищи и хранения продуктов.- Рассмотрите посуду, которая есть у вас дома. Сходите на экскурсию в магазин
« Посуда»;
- Обогащайте и активизируйте словарь ребенка за счет:
слов – названий предметов- поднос, половник, солонка, маслёнка, хлебница, сахарница, дуршлаг, чашка, блюдце, кружка, стакан, кастрюля, чайник, сервиз;
железо, стекло, фарфор, глина, пластмасса, картон, чугун, сталь
слов признаков - чайна, столовая, глубока, мелкая, большая, маленькая, острый, длинный- короткий, круглый, прямоугольный, квадратный, гладкий, граненый, стеклянный, глиняный, фарфоровый, железный, чугунный;
слов действий - накрывать, подавать, ставить, убирать, складывать, сушить, вытирать, чистить, разбить, купить, продать.
- Побеседуйте о назначении посуды. Прочитайте ребёнку стихотворение
« Для чего нужна посуда?»
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке
Или грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На нее еду кладут,
Из нее едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!
- Обратите внимание ребёнка на части посуды и материалы, из которых она сделана.
- Поиграйте с ребёнком в игру с мячом « Какой? Какая? Какие?»:
ложки (какие?) – серебряные тарелки ( какие?) – фарфоровые
кастрюля ( какая?) – эмалированная ваза ( какая? ) – хрустальная
нож ( какой?) – металлический поднос ( какой?) – пластмассовый
кувшин ( какой?) – стеклянный блюдо ( какое?) – фаянсовое
- Прочитайте ребёнку стихотворение К.Чуковского « Федорино горе». Выясните, какие названия посуды запомнил ребёнок.
- Расскажите ребёнку, что посуда бывает чайной, кофейной, столовой, кухонной. Пусть он подберет по несколько названий посуды каждого вида.
- Потренируйте ребёнка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать : нож, лож-ка, ковш, вил – ка, чаш – ка, та- рел- ка, каст – рю – ля, по – ва – реш- ка.
- Предложите ребёнку прослушать потешку, а затем перечислить названия посуды, прозвучавшие в ней:
У нашего Вовки на блюдце морковка.
У нашей Акульки картошка в кастрюльке.
У нашей Наташки смородина в чашке.
Ну а у Валерки грибочки в тарелке.
А теперь ты не зевай и посуду называй.
- Выполните с ребёнком упражнение « Посуда» для развития творческого воображения и координации речи с движением:
Вот большой стеклянный чайник ребёнок надувает « живот», одна рука Очень важный, как начальник на поясе, другая изогнута, как носик.
Вот фарфоровые чашки, приседает, одна рука на поясе;
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца кружатся, рисуя руками круг
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки- потягиваются, руки вверх, сомкнуть над Голова на тонкой ножке. головой
Вот пластмассовый поднос- развести руки в стороны
Он посуду нам принёс
- Подберите слова действия к предметам:
Чайник ( что делает? что с ним делают?) – стоит, наливают, выливают, доливают, моют, сушат, чистят, вытирают
Сахарница – кладут, высыпают, берут, насыпают, рассыпают …
Чашка – пьют, наливают, разливают, выпивают, моют …
- Поиграйте с ребёнком в игры:
« Назови ласково» ( уменьшительно –ласкательное существительное)
чашка – чашечка тарелка – тарелочка
блюдце – блюдечко кастрюля – кастрюлечка
ковш – ковшичек сковорода – сковородочка
« Что с чем?» ( усвоение творительного падежа с предлогом )
чайник … ( с носиком ) кастрюля … ( с крышкой)
тёрка … ( с дырками ) тарелка … ( с донышком)
сковорода …( с ручкой)
« Из чего?» ( усвоение родительного падежа существительного с предлогом)
суп наливаю из … ( кастрюли)
мясо беру из … ( сковороды)
чай наливаю из … ( чашки)
рис ем из … ( тарелки
воду наливаю из … ( ведра)
« Чего не бывает?»
Не бывает чайника без … ( носика)
Не бывает тёрки без … ( дырочек)
Не бывает кастрюли без … ( крышки )
Не бывает ножа без … ( лезвия)
« Где живут продукты?»
сахар живет в … ( сахарнице)
соль живет в … ( солонке)
сухари живут в … ( сухарнице)
масло живет в … ( масленке)
чай живет в … ( чайнике)
кофе живет в … ( кофейнике)
селёдка живет в … ( селёдочнице)
салат живет в … ( салатнице)
« Сделай и расскажи» ( ребёнок выполняет инструкцию и рассказывает о своих действиях):
Поставь чашку на блюдце. ( Я поставил чашку на блюдце )
Возьми чашку с блюдца ( Я взял чашку с блюдца )
Поставь чашку возле блюдца. ( Я поставил чашку возле блюдца )
Поставь чашку справа от блюдца ( Я поставил чашку справа от блюдца)
« Посчитай посуду»
Один ( одна) нож вилка чашка поднос кастрюля
Два ( две ) ножа … … … …
Пять ножей … … … …
« Четвёртый лишний»
Кастрюля, хлебница, сковорода, миска ( в хлебнице не готовят пищу)
Чашка, стакан, кружка, вилка ( вилка не предназначена для питья)
Ложка, вилка, нож, кастрюля ( кастрюля к столовым приборам не относится)
чайник, ведро, самовар, чашка ( ведро к чайной посуде не относится )
- Учите ребёнка сравнивать:
- Чем кувшин отличается от бутылки?
- В чем различия чашки, кружки и стакана? Чего нет у стакана?
- Чем отличается кухонный нож от столового?
- Чем похожи, чем отличаются чайник от самовара?
- Чем банка отличается от бутылки?
- Чем отличается чайная ложка от столовой?
- Чем миска отличается от тарелки?
- Почему ложка не может выполнять работу вилки?
- Выучите с ребёнком стихотворение:
Жила – была посуда:
Чайник, чашка и блюдо,
Ножик, вилка и ложка,
Кастрюля и поварешка.
Посуда дружила с едой,
Посуда дружила с водой
И с человеком дружила,
Её она вкусно кормила.
- Составьте с ребёнком рассказ – описание о предмете посуды по плану:
- название предмета посуды;
- из каких деталей она состоит?
- из чего изготовлена?
- для чего эта посуда предназначена?
- какие бывают виды этой посуды?
- Поупражняйте ребенка в отгадывании загадок:
Он из стали и прекрасно У нее зубцы стальные
Режет овощи и мясо. Длинные и острые
Только лезвие не трожь. Ею подцеплять куски
Ну, конечно, это … ( нож ) Очень даже просто нам. ( вилка)
Он – пузатый великан, На кухне ей всегда почет,
У него не нос, а кран. Она и жарит и печет,
От него исходит жар. Не приготовить нам еды
Что же это…. ( самовар) Без кухонной …. ( сковороды)
На кухоньке нашей Для нас она необходима,
Мы варим в ней кашу, Ведь пищу из нее едим мы.
Картошку, бульоны, Глубокая и мелкая
Супы, макароны. ( кастрюля) Зовут ее …. ( тарелкою)
Лишь для хлеба создана, Ее за ручку мы берем,
Бережет его она. ( хлебница) Чай, кофе из нее мы пьем. (чашка)
Сел за стол я и копаю Она из стекла, из пластмассы, металла
Маленькой лопаткою. Продукты хранить нам всегда помогала:
Инструмент я окунаю Повидло и джемы, сироп и варенье,
В борщ, в повидло сладкое. Крупу и муку, маринад и соленья
Что лопатка зачерпнет, ( банка)
Отправляю прямо в рот:
Кашу, торт, бульон, окрошку… Имеет хобот, а не слон,
Знают все, что это … ( ложка) Он чашкам отдает поклон. ( чайник )
Комментариев нет:
Отправить комментарий